8 ОКТЯБРЯ - НАРОДНЫЙ ОБРЯД "КАПУСТНИК"
Православной церковью в этот день почитается святой Сергий, игумен Радонежский. Другие названия праздника: «День Сергия Радонежского», «Курятник», «Капустки»
На Руси рубку капусты начинали с переломного дня, от лета к осени и в зависимости от местности.
Во многих сёлах «капустные вечерки» длятся две недели, начиная с Радогощ..
Прозвание Капустник сложилось от обычной в это время заготовки капусты на зиму. Поспеть с этим нужно было аккуратно к первым заморозкам, чтобы капуста не скисла. Над запасами хлопотало все семейство – бабы и мужики рубили капусту, дети постарше чистили яблоки и морковку, а дедушки с бабушками нарезали их.
Затем капусту укладывали в кадки, пересыпали солью и добавками, прибавляя к моркови и яблокам, также клюкву или бруснику. Иногда капусту солили половинками кочана. И, конечно, кое-что оставляли и на стряпню, например, на щи со свежей капустой, на начинку в пироги. А еще на капустном листе пекли хлебные лепешки. Они вынимались из печи пахучие, раздушенные. Когда клали хлебную лепешку на капустный лист, задумывали зиму благополучно прожить.
Пекли в этот день и капустные пирожки. С первым пирожком, снятым с противня, старая бабка бежала к гряде, с которой сняли капусту, и закапывала пирожок в землю. Просила она земельку о капусте на будущий год – пузастой, голенастой, не пустой, а густой.
Капусту толкли деревянной ступой, перемешивали соленье. Бочку с квашениной откатывали в угол и принимались, коли на капусту был урожай, рубить во вторую бочку. Несколько дней капуста «бродила» – укисала. И стоял в избе терпкий запах. Чтобы капуста не перекисла, порой в нее клали осиновое полешко.
Приговаривали: Хлеб да капуста лихого не подпустят.
На капустки в старину был и такой обычай: девушки (капустницы) приходили, чтобы помочь семье в заготовке на зиму капусты. Нарядно одетые капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с капустой, как с праздником. Хозяйка, поздоровавшись и высказав комплименты капустницам, показывала место для рубки. Девушки рубили капусту принесёнными с собой сечками. Через некоторое время приходили парни и развлекали их шутками, комплиментами, помогали закрывать кадки, наполненные капустой, относить их в подполье. Это делалось с весёлыми песнями. Гостьям подавались разные угощенья-заедки. На капустники нередко приглашали целые семьи.
Парни приходили незваными.
Нарядно одетые капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с капустой, как с праздником.
Хозяйка, поздоровавшись и высказав комплименты капустницам, показывала место для рубки.
Девушки рубили капусту принесёнными с собой сечками.
Через некоторое время приходили парни и развлекали их шутками, комплиментами, помогали закрывать кадки, наполненные капустой, относить их в подполье.
Капустники устраивались и в небольших провинциальных городах.
И. П. Сахаров писал о капустках («капустницах»): «Это народное торжество, отправляемое горожанками, известно во многих местах.
В Алексине, уездном городе Тульской губернии, девушки в богатых уборах ходят с песнями из дома в дом рубить капусту. В домах, где приготовлена для гостей капуста, убирается особенный стол с закусками. За девицами является молодежь со своими гостинцами высматривать невест. Вечером по всему городу разыгрываются хороводы».
Каждая девушка, отправляясь на капустки, надеялась, что её заметит хороший парень и посватается к ней.
В Польше почти каждый хозяин приглашал для подготовки капусты девушек — чаще всего из соседних домов, которые очищали капусту от верхних листьев до ночи.
По завершении работы хозяйка угощала их ужином, после которого приходили парни и рубили капусту.
По окончании работы парни ужинали и танцевали с девушками.
С XIX века «капустники» в городах без привязки к дню стали проводить театральные актёры, как небольшое юмористическое театральное представление-розыгрыш с элементами импровизации, заканчивающееся угощением пирогами с капустой.
Проходили нередко в доме или на квартире одного из участников.
Во второй половине XIX века на актёрском профессиональном жаргоне капустником называлась пирушка по случаю окончания зимнего сезона. |