Пятница
27 Дек 2024
14:21
Категории раздела
Афганистан (1979 - 1989) [5]
Война в Афганистане (1979-1989 года)-«Афганская война»-это гражданская война в Афганистане, с присутствием на территории этой страны советский войск.
О Великой Отечественной [72]
Первая мировая Великая война [2]
Сбор материала о Первой мировой войне, о ее героях и участниках.
специальная военная операция [15]
Поиск
Вход на сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 72
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

"Шиханский край" (Бугурусланский район)

ПАМЯТЬ ПОБЕДЫ

Главная » Статьи » О Великой Отечественной

Александр Никитович ДЯТЛОВ, участник Великой Отечественной войны, лётчик

Александр Никитович ДЯТЛОВ родился 5 мая 1916 года в селе Васильевка Бугурусланского района.
После учёбы в школе овладел профессией военного бортмеханика. 16.08.1936 года призван в ряды Красной Армии. Первое боевое крещение получил в небе над монгольскими степями в районе Халхин-Гола.
Великую Отечественную войну лейтенант Дятлов встретил 3 августа 1941 года в составе авиационного полка дальнего действия. На тихоходных «ТБ-3» он и его товарищи летали бомбить скопления вражеских войск на железнодорожных станциях и в портах, переправы на Днепре.
При выполнении боевого задания над станцией Волчанск самолёт попал в скрещение лучей прожекторов. И в то же мгновение услышали треск — снопы трассирующих пуль прошили машину в нескольких местах. Вышел из строя один двигатель, самолет стал гореть, терять высоту. Умолкла рация. Командир старался удержать машину от падения, бортмеханик Дятлов и другие члены экипажа сбивали пламя огнетушителями. И вот Никифорово, свой аэродром. Их уже не надеялись увидеть живыми. В машине выгорела часть фюзеляжа и крыла, не было счёта пробоинам — весь самолёт в дырках. Дотянули до своего аэродрома, как пели в популярной песне тех лет, «на честном слове и на одном крыле».
О подвиге членов экипажа писала газета "Известия", назвав их "воздушными пожарниками". Самолёту был необходим капитальный ремонт. Вскоре после возвращения командир полка вызвал летчика Ивана Матвеева и бортмеханика Александра Дятлова. В тот же день экипаж вылетел под Москву принимать новую технику. И какова была радость гвардии старшего лейтенанта Дятлова, когда на одном из новеньких дальних бомбардировщиков «ДБ-ЗФ» увидел надпись: «Бугурусланский пчеловод».
Вспоминая о первой встрече с этим самолетом, Александр Никитович говорил: «Знаете, словно дома в отпуске побывал».
Вместе с самолетом получили письмо, из которого узнали, что летом 1943 года пчеловоды шести колхозов Бугурусланского района: Г. К. Соколов («Первое мая»), Ф. А. Лаврушин («12 декабря»), Д. П. Полфунтиков («20 лет Октября»), А. С. Инютин (им. Калинина), И. Я. Шестеркин («Третья большевистская весна») и Д. П. Хоменко (имени Свердлова) — встретились на районном совещании и договорились сообща купить бомбардировщик. Вместе пришли в райком партии, рассказали о своем замысле Их поддержали. На другой день они внесли на особый счет госбанка 120 тысяч рублей. Каждый из них внёс по 20-25 тысяч рублей. В письме в Государственный Комитет Обороны просили вручить боевую машину земляку, военному летчику Александру Дятлову.
В адрес бугурусланских пчеловодов пришла высшая Правительственная телеграмма от Верховного Главнокомандующего Иосифа Виссарионовича Сталина. В ней было написано: «Мой братский привет и благодарность от Красной армии. Желание пчеловодов колхозов будет исполнено. И. Сталин».
Как-то, уже в послевоенные годы, выступая перед курсантами Бугурусланского лётного училища, А. Н. Дятлов вспоминал: "Я так обрадовался, когда увидел самолёт, ...словно дома в отпуске побывал".
На подаренном бугурусланскими пчеловодами бомбардировщике улетели на Ленинградский фронт. Перед прорывом блокады экипаж совершил три боевых вылета в район Красного села — бомбили позиции тяжёлых орудий гитлеровцев, обстреливающих Ленинград.
Фронт двигался на запад, полевые аэродромы уходили всё дальше.
Экипаж самолёта "Бугурусланский пчеловод" бомбил врага уже на его земле. 20 апреля 1945 года . вместе с другими эскадрильями громили фашистское логово — Берлин. В одном бою вражеский истребитель обстрелял самолёт. Загорелся левый мотор. Сильным скольжением удалось сбить пламя. Дотянули до аэродрома Минска — Мозовецкого. Сгоревший мотор самолёта заменили, и через несколько дней экипаж вылетел на очередное задание...
Окончилась Великая Отечественная война, А. Н. Дятлов служил в Германии в группе советских войск.
После войны Дятлов учился в Ленинградской военно-инженерной академии имени Можайского. Много лет инженер-полковник Александр Никитович Дятлов учил будущих летчиков как старший преподаватель Бугурусланского летного училища гражданской авиации имени Героя Советского Союза П. Ф. Еромасова.
За мужество и отвагу на фронтах войны награждён тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени; медалями "За боевые заслуги", "За оборону Сталинграда", "За оборону Кавказа", "За оборону Ленинграда", "За взятие Берлина", "За победу над Германией".
Александр Никитович скончался в 1982 году.

   

Материал подобрала Волкова Е.В. 

Категория: О Великой Отечественной | Добавил: Admin (11 Окт 2023)
Просмотров: 184 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar