Порой в отдельные минуты, отключившись от дневной суеты, читаю и перечитываю рассказы-воспоминания почтенных стариков.
Не зря говорят: память жива, значит жив человек. Очень увлекательно уноситься на время мыслями в ушедшие годы и душевно рассказывали о прошлом села.
Общение, живой разговор для меня дороже всего. С возрастом всё больше и больше это понимаю. Хотя для меня воспоминания людей с высоким запасом жизненной прочности значили очень многое. Это Аким Епифанович Антонов, Фёдор Васильевич Евдокимов, Андрей Дмитриевич Кулагин. Признаюсь, что с ними у меня были особые, близкие и деловые отношения. Я им годился во внуки и даже правнуки, но старожилы никогда меня не отталкивали, были открытыми и откровенными.
Сегодня делюсь с земляками одним из воспоминаний. Ф.В. Евдокимов, родившийся в 1906 году, рассказывал о чистейшем, зеркальном озере, которое располагалось за Соколовым мостом на Заречной улице.
Питалось уникальное творение природы из-под Крестовой горы. И вот родники, вытекающие из под холмов могучего Шихана, образовали озеро длиной 160-170 и не менее 100 метров в ширину. Оно было, на мой взгляд, одним из красившей уголков Русской Боклы.
По воспоминаниям Фёдора Васильевича И андрея Дмитриевича в конце 40х годов прошлого века озеро начало резко сужаться, мелеть… В конце концов оно превратилось в «калаужиину»…
Из разговора с Фёдором Ивановичем Серсевым, ещё одним старожилом, узнал, что вода поступала из-под холма, где стоял их дом. Она была чистой, прозрачной и холодной. Ближе к мосту была такая глубина, что купаться в озере было небезопасно.
Было очень интересно слушать Фёдора Ивановича. Он невысокого роста, ниже меня на две головы, но очень шустрый. А сколько в его глазах было энергии, искренности!
Нет с нами моих добрых, интересных собеседников. Какими я их помню? Фёдор Васильевич – высокий, средней полноты, внимательный неторопливый, рассудительный, имел аналитический склад ума. Аким Епифанович – высокий, худощавый, умёл слушать, а затем добавить своё слово, по существу, по делу. Про таких говорят : семь раз отмерит, один раз отрежет. Андрей Дмитриевич был небольшого роста, очень подвижный, как юла! Но они разные по характеру, темпераменту, для меня были единым примером – любили, почитали то место, где родились, где им довелось прожить жизнь. Им природой или Богом, я не знаю, была дана долгая и интересная жизнь.
…Да всё поменялось: исчезло озеро, заросло камышом и ивняком, превратилось в болото. А ведь в 1972-1975 годах сельские ребятишки зимой на покрытом льдом озере играли в хоккей.
Увы, много мест - чудесных и прекрасных - исчезает в родном краю.
Теряет былой облик когда-то большая река Малая Бокла, ныне речушка, исчезли родники: Симеонов, Ульянин, Романов, Трифонов, Елизаров, Петрухин и другие. После их исчезновения сильно "потускнела" красавица-урема. Но пока ещё держится, борется за свою жизнь озеро, что берёт жизненную энергию из-под могучих пластов кургана. Раньше оно было большим, глубоким. Но и ему грозит та же участь, котоая постигла его собрата в конце 40х годов.
Два могучих холма, два гиганта, два брата века стоят над Русской Боклой и молча наблюдают, как в селе идут дела. Курган и Шихан являются свидетелями многих событий, имевших в место в судьбах села и сельчан.
В августе 1974 года, когда мы с отцом пасли общественный скот на Кургане, нефтяники там бурили скважину. И из разговоров взрослых запомнилось, что под этим холмом располагается большое родниковое озеро. С тех пор прошло 50 лет, но я хорошо помню эту беседу. И ученикам рассказываю...
Владимир Попов, учитель истории, с. Русская Бокла.
Источник: Бугурусланская правда. – 2023. - 6 июля (№ 50). |